Лечебная физическая культура (ЛФК) — составная часть медицинской реабилитации, метод комплексной функциональной терапии, использующий физические упражнения как средство сохранения организма ребенка в деятельном состоянии, стимуляции его внутренних резервов, предупреждения и лечения болезней, вызванных вынужденной гиподинамией. Движение является основным стимулятором роста, развития и формирования организма. Стимулируя активную деятельность всех систем организма, движение поддерживает и развивает их, способствуя повышению общей работоспособности. Задачи ЛФК можно разделить на общие и частные. Независимо от характера заболевания комплекс лечебной физкультуры включает упражнения, оказывающие общее тонизирующее воздействие на организм ребенка, его эмоционально-волевую сферу, на улучшение функции центрально нервной системы, кровообращения, дыхания, трофики (общие задачи). Частные задачи определяются характером заболевания, клиническим синдромом, особенностями функционального дефекта, уровнем компенсаторных возможностей. У детей с ДЦП и другими двигательными нарушениями физические упражнения занимают ведущее место в лечебной гимнастике, т. к. их используют целенаправленно с индивидуальным подходом и дозировкой.
Адаптивная физкультура для детей с ДЦП может включать в себя модифицированные виды физической активности, которые учитывают их ограничения и помогают развивать их физические навыки. В этом комплексе предусмотрены занятия на специально оборудованных тренажерах, работа с терапевтом и многое другое. Лечебная физкультура при детском церебральном параличе и адаптивная - это разные виды активности, которые предназначены для решения различных задач. ЛФК направлена на улучшение физического состояния человека после травмы, заболевания и не только. Она помогает восстановить функции организма и улучшить качество жизни. Может применяться и для малышей с проблемами в ЦНС. Зачем нужна АФК Адаптивная физкультура для детей с ДЦП ставит перед собой следующие цели:
развитие физической координации и гибкости;
улучшение осанки и позы;
развитие выносливости и мышечной силы;
улучшение общего физического самочувствия;
развитие социальных навыков и взаимодействия с другими детьми.
Основная задача АФК - предоставить детям с ДЦП возможность выражать себя через физическую активность и повысить их качество жизни. Для решения этих задач потребуются также специальные технические средства и приспособления.
В адаптивной физкультуре для детей с ДЦП используются различные упражнения, которые могут быть адаптированы к индивидуальным потребностям каждого ребенка. Некоторые занятия, применяемые в АФК, рассчитаны на:
равновесие и координацию;
развитие мышечной силы;
растяжение и гибкость;
выносливость;
игры и задания, связанные с движением.
Адаптивная физкультурная программа при ДЦП может быть включена в программу ДОУ. Цель учебного процесса - помочь малышам с детским церебральным параличом или другими заболеваниями, ограничивающими движение, в развитии их физических способностей. Такое образование дает возможность ребенку улучшить координацию, равновесие, мышечную силу и выносливость, что в дальнейшем может помочь ему в повседневной жизни. Можно заниматься АФК дома. Однако, рекомендуется проконсультироваться со специалистом, чтобы получить советы по упражнениям, подходящим для конкретных потребностей ребенка. Также важно учитывать безопасность малыша при занятиях и использовать необходимые приспособления, если это требуется. Если бюджет позволяет, можно оборудовать комнату необходимыми техническими средствами, чтобы не тратить время на поездки по разным клиникам и оздоровительным центрам с чадом.
Методика СМЕ или Cuevas Medek Exercises была разработана чилийским физиотерапевтом (реабилитологом) Рамоном Куэвас в 1972 году в Венесуэле.
Основана на развитии генетической предрасположенности человека «стоять и ходить в вертикальном положении».
Методика позволяет развить двигательные навыки у детей с органическим поражением головного мозга. Большинство из упражнений направлены на тренировку баланса и координации. Упражнения разбиты на четыре подгруппы: Тренировка координации и удержания головы, туловищный контроль, контроль положения стоя, контроль ходьбы
Цель CME® - провоцирование мозга ребенка на автоматический ответ постурального и функционального контроля. CME® подвергает сегменты тела воздействию гравитации. CME® способствует использованию максимально возможного объема тела самим ребенком. CME® изменяет нейромышечную систему ребенка для выявления неочевидных моторных функций. CME® интегрирует диапазон движений упражнений в существующий объем движения. В СМЕ нет пассивного диапазона движений. Все упражнения всегда динамические, работающие над новыми двигательными навыками. Нам не требуется мотивация ребенка в момент занятий. В каждом ребенке заложена генетическая установка противостоять гравитации (сидеть, стоять, ходить). В терапии применяется постепенная эскалация влияния силы тяжести. Ребенок захватывается самой низкой опорой, которую он может терпеть, например, удерживаемой бедрами, ниже колен, лодыжками или даже руками под подошвой. И через все эти варианты ребенок будет реагировать, удерживая положение стоя от коротких до длинных промежутков времени со свободными руками.
В ходе занятий мы ждем от ребенка ответ в виде естественных инстинктов. Такова теория и задача СМЕ MEDEK провоцирует антигравитационный контроль, тренирует автоматический моторный ответ, развивает способность тела противодействовать силам гравитации. Терапевт в момент занятия СМЕ является временной суррогатной нервной системой.
Нервная система имеет потенциал для восстановления в виде пока незадействованных возможностей для прогресса в развитии, а значит при увеличении сложности задачи и/или постановке нехарактерной задачи внутренний потенциал ребенка многократно усиливается и позволяет выполнять действия. Cuevas MEDEK Методика позволяет развивать двигательные навыки у детей с органическими поражениями головного мозга. Большинство упражнений направлены на тренировку баланса и координации . Упражнения разбиты на 4 подгруппы -тренировка координации и удержания головы -контроль туловища -контроль положения стоя -контроль ходьбы
Бобат-терапия — нейроразвививающая терапия, которая используется для реабилитации детей с отставанием в развитии. Она опирается на принципы кинезитерапии (лечение движением). Упражнения подбираются так, чтобы максимально соответствовать нормальному физиологическому движению и постепенно формируют правильную мышечную память. Многократное повторение закрепляет рефлексы, преобразуя их в навыки, адаптируя ребенка к самостоятельной жизни. Возраст ребенка при работе по методу Бобат не имеет значения – это может быть как грудничковый, как и подросток. Но, конечно же, чем раньше начать – тем эффективнее лечение. Самые лучшие результаты дает процесс лечения начатый, пока ребенку еще не исполнилось трех месяцев, когда сенсорная информация только начинает накапливаться. Также, начинать процесс лечения можно как при минимальных мозговых дисфункциях, так и в тяжелых случаях органических патологий. Наиболее широко и успешно применяется Бобат-терапия при ДЦП, причем любой тяжести, как с затрагиванием высшей нервной деятельности, так и только с нарушениями двигательных функций. Упражнения разрабатываются исходя из уровня развития ребенка и степени поражения его организма. При эпилепсии Бобат-терапию необходимо применять очень аккуратно, только в легкой или латентной форме протекания. В этом случае обязателен постоянный контроль и более мягкий стиль занятий. Эффективность терапии становится заметной уже через месяц регулярных занятий. У детей с двигательными нарушениями Бобат-терапия может применяться и приносить свои результаты на протяжении всей жизни.
Войта терапия– уникальная терапевтическая методика, ориентированная на восстановление и формирование моторных функций. Этот метод дает шанс нормально передвигаться детям и взрослым с нарушениями ЦНС и патологиями моторного развития. Войта терапия – это одна из терапий выбора, которая применяется как для помощи детям, имеющим темповые задержки, так и для лечения деток с диагнозом ДЦП. Доказано, что данная методика очень эффективна именно на первом году жизни, поскольку мозг ребенка в этот период удивительно пластичен. Однако Войта-терапию можно применять и в более позднее время. Этот метод успешно используется в лечении:
тяжелых состояний после травмы головного мозга;
заболеваний опорно-двигательной системы;
паралича или деформаций ног и рук;
атрофии мышечных волокон;
расстройства глотательных, жевательных функций;
рассеянного склероза.
Войта-терапия применима в любом возрасте. Однако молодые пациенты более восприимчивы к лечению, а результаты такой терапии могут быть продолжительнее и стабильнее. В случае с младенцами возможность восстановить патологические нарушения в ЦНС выглядит еще более многообещающе в силу максимальной пластичности детского мозга. Блокированные нейронные пути легко восстанавливаются в раннем возрасте. Новые устойчивые связи быстро формируются, поскольку заместительные двигательные стереотипы еще не успели закрепиться и могут быть перестроены незаметно. В случае с более старшими детьми и подростками, чья нервная система уже снизила первоначальную пластичность, Войта-терапияможет оказать заметное положительное влияние. При использовании методики у взрослых пациентов можно рассчитывать на решение таких задач:
Уменьшение болевого синдрома в области спины;
Профилактика травм опорно-двигательной системы;
Лечение посттравматических состояний;
Коррекция нарушений ходьбы.
Обычно к возрасту 12 месяцев нормотипичные детки уже проходят всю хронологическую цепочку нормального развития. Это обеспечивает их всеми необходимыми умениями для того, чтобы экспериментировать в положении стоя и делать первые шаги. К врожденным двигательным стереотипам относятся:
хватание;
переворот;
ползание по-пластунски и на четвереньках.
Однако часто из-за нарушений в ЦНС автоматическая активация этих врожденных движений запаздывает и тормозит дальнейшее развитие. Именно Войта-терапия включает и восстанавливает врожденные двигательные стереотипы. Это удается сделать путем стимуляции определенных зон на теле, связанных с головным мозгом. В итоге терапия приводит к активации координированных движений тела и конечностей.
Массаж при ДЦП является важной частью комплексного лечения. Правильное его выполнение способствует замедлению темпов развития болезни и уменьшает риск осложнений. В зависимости от формы двигательных нарушений и с учетом состояния больного ребенка подбираются вид массажа, техники и зоны воздействия, его продолжительность и интенсивность. С помощью специальных техник массажа можно влиять не только на опорно-двитательный аппарат ребенка, но и на функциональную активность всех органов и систем организма. Приемы детского массажа при ДЦП Поглаживание. Выполняется без усилий, медленно и плавно с незначительным нажимом, ладонью по ходу движения лимфы – от периферии к центру. Этот прием стимулирует расслабление мышц при повышенном тонусе, оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему и стимулирует аппетит. Растирание. Делается подушечками пальцев в быстром темпе по ходу или против движения лимфы и крови. Сильный нажим не требуется. Кожа двигается вслед за массирующей рукой. При этом оказывается воздействие на подкожную жировую прослойку, связки, сухожилия и мышцы, располагающиеся на поверхности. Повышается подвижность тканей и снижается нервная возбудимость. Разминание. Выполняется одной рукой, а вторая придерживает массируемую поверхность. Делаются круговые поступательные движения по ходу мышц, захватывание и приподнимание тканей, сжимание и потирание. В результате улучшается тонус и сократительная способность мышц, располагающихся глубоко, ткани освобождаются от накопленных обменных продуктов. Вибрация. Выполняется рукой, которая без отрыва от массируемой поверхности совершает колебательные движения, ритмично сотрясая тело ребенка. Может усилить и восстановить утраченные глубокие рефлексы, оказать заметное обезболивающее действие, усилить питание тканей и способность мышц сокращаться. Похлопывание. Выполняется поверхностью пальцев рук. Стимулирует кровообращение, питание мышц, работу более глубоко располагающихся внутренних органов. Легкое похлопывание успокаивает маленького ребенка, более сильное рекомендовано детям с большим весом.
Разновидность теплолечения, для которого используют продукт нефтеочистки (парафин), подогретый до 50 °С. Может быть в виде ванночек для ног, рук, а также аппликаций на триггерные зоны. Парафинотерапия при ДЦП усиливает кровообращение, снимает спазмы в мышцах и способствует улучшению проводящей функции периферических нервов.
Физиолечение
Физиотерапия является важной составной частью восстановительного лечения неврологических заболеваний. В комплексной реабилитации применяются различные виды физиотерапевтических процедур. Лекарственный электрофорез — очень активно используемый метод лечения в детской практике. Широкий спектр используемых препаратов позволяет индивидуально подобрать для каждого ребёнка необходимое лекарство. Наиболее часто применяются такие сосудистые препараты как никотиновая кислота, эуфиллин, магний и кавинтон. Рассасывающие - лидаза и препараты серы. Источниками незаменимых для нервной системы микроэлементов являются препараты цинка и меди. Магнитотерапия - метод, основанный на воздействии на организм человека магнитными полями с лечебно-профилактическими целями. Хотя в организме не найдено специальных рецепторных зон, воспринимающих электромагнитные колебания, но есть достоверные сведения о влиянии естественных магнитных полей на высшие центры нервной и гуморальной регуляции, на биотоки мозга и сердца, на проницаемость биологических мембран, на свойства водных и коллоидных систем организма. Под влиянием магнитного поля малой интенсивности снижается тонус сосудов мозга, улучшается кровоснабжение мозга, происходит активация обмена веществ, что повышает устойчивость мозга кислородному голоданию. Фотохромотерапия - это воздействие светом с каким-либо цветом спектра. Можно облучать и определенные зоны, и отдельные биологически активные точки. Эта методика лечения практически не имеет противопоказаний. В зависимости от выбранного цвета воздействия можно уравновешивать процессы возбуждения и торможения ЦНС, нормализовать сосудистый тонус, эмоциональное состояние ребенка, улучшить обменные процессы, сон, концентрацию внимания, улучшить функциональное состояние мышечной системы, получить обезболивающий и противовоспалительный эффект и даже уменьшить кожный зуд. Лазеротерапия оказывает спазмолитический, сосудорасширяющий, улучшающий местное кровообращение эффекты. Противопоказанием для проведения электро- и магнитофизиотерапевтического лечения является наличие:
доброкачественных и злокачественных новообразований, которые имеют склонность к прогрессированию;
открытой формы туберкулеза;
психических расстройств;
постоянного повышения температуры тела выше 38оС;
беременности;
кардоистимуляторов и металлических имплантов, шунтов;
нарушения сворачиваемости крови;
детский возраст до 2 лет.
Во время применения магнитотерапии не рекомендуется делать рентгеновские снимки или подвергать организм облучению, не рекомендуется также электроимпульсная терапия. Задача физиотерапии у детей с ДЦП и другими двигательными нарушениями нормализовать соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе (снизить ее возбудимость, усилить торможение в головном мозге), ведущие к уменьшению ригидности, спастичности мышц и интенсивности гиперкинезов, развить функциональные связи в головном мозге и выработать новые двигательные условные рефлексы, способность к произвольному торможению, способствовать развитию компенсаторных приспособлений, нормализовать мышечный тонус, улучшить координацию движений и осанку.
Водные процедуры оказывают на организм человека комплексное воздействие. При этом значение имеют как эффекты непосредственно самой воды (химическое, температурное и физическое воздействие), так и методика гидротерапии.
Одной из наиболее эффективных методик является гидрокинезиотерапия. Главная задача упражнений – максимальное расслабление всех групп мышц. Особенностью методики является то, что вода снижает нагрузку на организм и облегчает выполнение упражнений. Такие занятия идеально подходят людям, которым тяжело выполнять классические упражнения по причине мышечной слабости, сильных болей и т. д. Основная задача стимулирования двигательной активности в воде – восстановление нормального физического состояния путем активных и пассивных движений. Пребывание в воде ускоряет метаболизм, повышает термогенезис, разгоняет кровь по сосудам, развивает дыхательную систему и т. д.
В некоторых случаях (при серьезных повреждениях и болезнях опорно-двигательной системы, параличах) облегчение выполнения упражнений достигается за счет повышения температуры воды. Физическая активность в воде оказывает на организм общеукрепляющее действие, повышает подвижность суставов, развивает мышцы и снимает болезненные ощущения. При пониженной температуре аквагимнастика закаливает организм, а при повышенной способствует релаксации мышц.
Мануальная терапия – вид лечения, объединяющий знания сразу нескольких медицинских разделов. К ним относят неврологию, нейрофизиологию и ортопедию. Именно поэтому наблюдается быстрое устранение нарушений в функционировании суставов и позвоночника.
Разновидности видов и направлений действий мануальной терапии
Мануальная терапия представлена множеством различных действий. Конкретный комплекс для ребенка с диагнозом ДЦП подбирают в зависимости от требуемых результатов лечения.
Выделяют три отдельных вида мануальной терапии:
1. Кранио-сакральная. Она предназначена для лечения черепа и возможных проблем, связанных с ним. 2. Манипуляционная терапия. Она специализируется на лечении суставов и позвоночника. 3. Висцеральная остеопатия. Она направлена на восстановление мышечного тонуса, а также на помощь в лечении болезней, которые касаются внутренних органов.
Также отличаться может и принцип действия процедуры. Оно представлено нейрофизиологическим, периферическим, психофизиологическим. Периферическое действие наблюдается на уровне мягких тканей. Удается существенно ускорить процессы восстановления в тканях, активизировать кровообращение и нормализовать циркуляцию физиологических жидкостей.
Нейрофизиологическое действие позволяет стимулировать механорецепторы в пораженной зоне, улучшать проприоцепцию. Другими словами, нейрофизиологическое действие направлено на восстановление проводимости нервных импульсов. Психофизиологическое действие имеет большое значение, хотя его часто опускают. С его помощью удается нормализовать тонус мышц, повысить качество протекания процессов саморегуляции. Дополнительно наблюдается улучшение настроение у ребенка с ДЦП, активизируется желание жить и бороться за свое полноценное существование, что очень важно в процессе правильного лечения.
Что такое эрготерапия? Слово «эрготерапия» происходит от латинского ergon – труд, занятие, и греческого therapia – лечение. Эрго- или трудотерапия помогает людям развивать или восстанавливать навыки, необходимые для самостоятельной и полноценной жизни. «Занятие» в трудотерапии относится не к профессии, а к повседневной деятельности, которая придаёт смысл жизни. Краткая история Эрготерапия как направление реабилитации стала популярна после Второй мировой войны. Последствием военных действий стала массовая инвалидность людей трудоспособного возраста, которых было необходимо реабилитировать. Кому подходит Эрготерапия может практиковаться в любом возрасте. И дети, и взрослые могут применять данную реабилитационную методику. Основная категория людей, которым необходим данный вид терапии – пациенты с ДЦП, жизнедеятельность которых стала ограничена вследствие заболевания и которые не могут существовать без посторонней помощи. На чём основан Метод реабилитации при помощи эрготерапии основывается на научном подходе и принципах доказательной медицины. Цель метода Главная цель данной методики – помощь людям в восстановлении способности к самостоятельной жизнедеятельности. Детям с церебральным параличом трудовая терапия может помочь с проблемами координации мышц и суставов – проблемами, которые могут усложнить повседневные задачи. Задачи и функции Задачи и функции вытекают из основной цели. Эрготерапия призвана помочь людям с различными формами ДЦП выполнять свои повседневные дела без посторонней помощи, а именно: обслуживать себя самостоятельно (чистить зубы, принимать душ, одеваться и раздеваться, готовить и кушать), участвовать в активной жизнедеятельности (гулять, играть, работать, заниматься творчеством, любимыми занятиями). Как итог – получить независимость во всех аспектах повседневной жизни и стать полноценной личностью. Кроме того, задачей трудотерапии является недопущение развития осложнений или ухудшение состояния пациента. В чём суть метода? Как и в случае физической терапии, эрготерапия отличается для каждого человека с церебральным параличом. План лечения трудотерапии каждого пациента в высшей степени индивидуален и учитывает его личные физические, интеллектуальные и социально-эмоциональные способности. Трудотерапия включает в себя использование функциональных мероприятий для постепенного улучшения показателей. Эрготерапевт занимается анализом влияния конкретных нарушений на разные виды активности, при этом учитывая и личностные факторы, и даже факторы окружающей среды. Для детей с церебральным параличом лечение основывается на физических, интеллектуальных, социальных и языковых способностях ребёнка, а также на его возрасте. Что в него входит Эрготерапевт в своей работе выполняет следующие задачи:
Подбирает специальные методики обучения пациента;
Разрабатывает приёмы, которые помогут клиенту в выполнении определённых видов деятельности;
Разрабатывает приёмы модификации и адаптации задачи, которая стоит перед пациентом, чтобы облегчить её выполнение;
Подбирает особые упражнения для тренировки рук, кистей и развития мелкой моторики;
Разрабатывает техники для правильного передвижения пациента и его удобной адаптации к окружающей среде;
Подбирает вспомогательные технические средства реабилитации для пациента.
Этапы работы На сегодняшний день большинство специалистов эрготерапии использует в своей практике проблемно-ориентированных подход, который подразумевает работу с пациентами в несколько этапов:
Оценка состояния
Планирования вмешательства
Применение вмешательств
Оценка результатов
После того, как эрготерапевт проводит оценку состояния своего подопечного, приемлемых для него видов деятельности, возможностей и факторов, влияющих на это, он разрабатывает пошаговый план дальнейших действий, согласовывая его с самим пациентом и его сопровождающим. Формы работы Эрготерапевт взаимодействует с отдельным пациентом, группой пациентов или даже целым сообществом, помогая им в выборе наиболее комфортных видов деятельности и способов адаптации к ним и окружающей среде, в которой они выполняют свою деятельность. Конечный результат работы терапевта – наиболее эффективное выполнение повседневных дел пациентами. Противопоказания Отсутствуют. Эрготерапия подходит каждому, кто столкнулся с проблемой ограниченной жизнедеятельности. Это безопасная форма реабилитации, для которой не существует ограничений и противопоказаний. Продолжительность У данного метода коррекции нет определённого срока, по истечении которого результаты будут достигнуты. Всё зависит от индивидуальных особенностей пациента, его формы ДЦП, поэтому продолжительность эрготерапии может быть у всех разной. Работа эрготерапевта осуществляется для достижения конкретной цели.
Биологическая обратная связь (БОС) – один из методов реабилитации детей с различными заболеваниями, в том числе и неврологической патологией. Во время сеанса БОС посредством специальных аппаратов происходит обработка некоторых физиологических параметров организма, и «возврат» этой информации, которая отображается на экране в доступном для ребенка образе (аудиовизуальной форме). При этом маленький пациент получает возможность управлять данными параметрами и видеть как они меняются. Центральная нервная система регулирует положение тела на основе зрительной, вестибулярной и проприорецептивной информации. Нарушение в любой из систем организма сказывается на функции равновесия и может регистрироваться с помощью компьютерного стабилографа с биологической обратной связью. Используемая в клиниках профессиональная стабилоплатформа с компьютерным стабилоанализатором позволяет оценивать состояние пациентов в процессе лечения, проводить реабилитационные занятия и оценивать эффективность реабилитации. Тренажер равновесия с компьютерными программами БОС позволяют развивать различные специализированные навыки координации балансировочных движений в основной стойке. Тренажеры равновесия имеют в своей структуре стабило-метрическую платформу, на которой устанавливается пациент, удерживающий вертикальную стойку, и компьютерный комплекс, преобразующий информацию о смещениях общего центра массы тела в визуальные сигналы на экране монитора. Основная задача пациента - удержание центра давления в определенной зоне на экране монитора или его перемещение путем переноса веса тела на правую или левую ногу либо на передние или задние отделы стоп. Таким образом решаются задачи восстановления, развития опороспособности конечностей, управления движениями тела и его балансом, тренировки точности движений, времени движений (достижение цели к определенному времени), стабилизации движений (удержание определенного положения определенное время) а так же укрепления мышечного аппарата. Взаимодействие пациента с аппаратом реализовано в виде игровых моделей – ребенок выполняет какие-то действия, а итогом является воздействие на свой организм. Находясь на стабилографической платформе, пациент фактически выполняет функцию игрового манипулятора, что положительным образом сказывается на эмоциональном состоянии и двигательных возможностях. В среднем требуется 10-20 сеансов продолжительностью 15-30 минут. Достоинством этого метода лечения является наличие небольшого количества противопоказаний и в полном отсутствии побочных эффектов Тем не менее БОС-терапия противопоказана пациентам со следующими заболеваниями:
острый психоз любой этиологии
фотосенситивная эпилепсия
острые инфекционные заболевания
обострения хронической патологии, сопровождающиеся выраженным нарушением функций систем и органов.
У детей с ДЦП выявляются нарушения функции равновесия разной степени. Ее тренировка проводится на тренажерах равновесия - специальных компьютерных комплексах, обеспеченных программами БОС, основанных на визуализации положения тела или выполнения определенных движений, направленных на его перемещение. Основным направлением тренировок является развитие навыков координации балансировочных движений в основной стойке.
АБМ терапия это методика разработанная израильским психологом и физиотерапевтом — Анат Баниэль, ученицы Моше Фельденкрайза, основателя системы реабилитации и развития человеческого потенциала по методу Фельденкрайз, которая появилась в России пару лет назад. Методика Фельденкрайз (АБМ терапия) позволяет восстанавливать людей после инсульта, повышать качество жизни детишек с ДЦП (детский церебральный паралич) и лечить многие другие «неизлечимые» заболевания. Реабилитация происходит через движения — активные и пассивные, во время которых мозг получает информацию обо всех мышцах и суставах, которые участвуют в этом процессе. В результате терапии, мозг получает более точную информацию о теле, учится создавать новые движения и включает в работу ранее не используемые мышцы, лучше и эффективней контролирует опорно-двигательную систему. В результате занятий перестраивается осанка, изменяется ритм и глубина дыхания, уходят боли, а так же улучшается координация движений. ЧТО ЖЕ ТАКОЕ АБМ ТЕРАПИЯ (МЕТОД ФЕЛЬДЕНКРАЙЗ)? Лечение по методике АБМ-терапии (Фельденкрайз) происходит очень просто. На занятиях по методу Фельденкрайз (АБМ терапии), врач выполняет прикосновения к различным участкам или точкам тела, в которых имеются различные нарушения — и эти фрагментарные участки тела буквально просыпаются. Звучит странно, а ощущения более удивительны! Врач практически ничего не делает, но такие тактильные прикосновения показывают мозгу и нервной системе, о необходимости обратить внимание на данные участки тела. В ЧЕМ СУТЬ МЕТОДА ФЕЛЬДЕНКРАЙЗ (АНАТ БАНИЭЛЬ) Упражнения Фельденкрайза заключаются в том, что врач (АБМ терапевт) специфическими прикосновениями буквально «перепрограммирует» ваш мозг и тело, обучая организм правильному, легкому и естественному движению. КОМУ ПОЛЕЗЕН МЕТОД ФЕЛЬДЕНКРАЙЗ
детям с неврологическими нарушениями
АБМ-терапия (упражнения Фельденкрайз) – настоящее спасение: при ДЦП и других аналогичных заболеваниях, когда нарушена связь между мозгом и опорно-двигательным аппаратом, задержкой речевого и психо-речевого развития и другие. Врач поможет научить тело восполнить эти пробелы, обучить мозг ребенка видеть свое тело и лучше управлять им. Помимо этого, такие занятия улучшают общий эмоциональный фон и другие функции мозга.
пациентам перенесших тяжелые травмы (после ДТП или падений)
Детский церебральный паралич (ДЦП) характеризуется избыточным напряжением (спастичностью) мышц. Это проявление болезни ухудшает динамические способности ребенка, неправильно формирует схемы его движений. Чтобы бороться со спастичностью мышц, регулируя их взаимодействие с нервными окончаниями, клиники предлагают ботулинотерапию, включенную в российский стандарт лечения при ДЦП. Суть и цели терапии В основе лечения спастичных форм ДЦП лежит способность ботулинического токсина препятствовать прохождению к мышце напрягающего ее нервного импульса. Применение нейротоксина наиболее действенно в первые годы жизни детей. Чем раньше начать терапию, тем будет легче реабилитация и лучше результат. Начинают лечение детей с двухлетнего возраста ботулинотоксином типа А в препаратах «Диспорт», «Релатокс», прошедших лицензирование для применения при ДЦП. Инъекции ботулотоксина уменьшают спастичность даже в руках. Также применяется в идиопатической ходьбе на носочках. Целями ботулинотерапии служат:
Уменьшение тонуса в мышцах, снижение болевого синдрома;
Профилактика развития ограниченности в движениях;
Возможность сформировать новые двигательные навыки;
Отсрочка хирургических вмешательств для проведения в более позднем возрасте;
Облегчение состояние ребенка с тяжелой формой поражения двигательной сферы, ухода за ним.
Этапы проведения терапии
Врачебная консультация
Доктор осматривает ребенка, разъясняет показания, исключает наличие противопоказаний к лечению. По результатам консультации вы подписываете согласие на терапию, в котором указывается информация о подлежащем введению ботулотоксине.
Расчет дозировки препарата
Доза нейротоксина, число инъекций определяются, исходя из выбранной схемы введения и массы тела ребенка.
Выбор точек введения
С учетом показаний к терапии точки введения могут располагаться на одном уровне (в икроножных мышцах) или быть многоуровневыми (охватывающими разные группы мышц на руках и ногах).
Проведение инъекций
Введение ботулотоксина у нас проводится очень тонкими иглами без седации. Ребенок будет бодрствовать, а вы находиться рядом с ним.
Коррекция эквинуса стопы
Через 7-14 дней после инъекции, для устранения эквинуса стопы, накладывается гипсовый сапожок с максимальной тыльной флексией на 3 недели, в котором ребенок сможет ходить.
Ортезирование
После снятия гипса по индивидуальным параметрам изготавливается тутор из турбокаста, который удерживает стопы в отношении голени под прямым углом. Используется во время сна ребенка.
Результат ботулинотерапии Введением нейротоксина занимаются специалисты, прошедшие специальное обучение с получением соответствующего сертификата. Результативность их работы – расслабление спастичных мышц – проявляется уже спустя 1-2 недели. При сложной форме ДЦП проходит боль, улучшается общее состояние пациента, в случаях легких и средней тяжести корректируются позы, походка, улучшаются двигательные функции. Яркий пример – опускание стоп на пятки у пациента, ходившего на носочках. Действие препарата в зависимости от его количества и схемы введения длится у ребенка от 4 до 6 месяцев. За это время вам удастся сформировать у него новый, более правильный стереотип движений, который останется и по окончании действия ботулотоксина. Поскольку от него не формируется медикаментозной зависимости, ботулинотерапию при спастичном ДЦП проводят 2-3 раза в год.
Помимо двигательных нарушений в развитии «особых детей», их родители сталкиваются с проблемами в питании и в усвоении ими пищи. Детям с ДЦП трудно есть и пить воду, так как они практически не контролируют мышцы, ответственные за движения языка, челюстей, рта и часто испытывают так называемую изжогу. Слабо развитая диафрагма не в состоянии препятствовать попаданию в пищевод кислоты из желудка. Постоянное разъедание стенок пищевода кислотой может вызвать боль и кровотечение. В результате у многих «особых детей» процесс приема пищи ассоциируется с неприятными ощущениями, они часто страдают недоеданием, испытывают рвотные позывы.
Профессиональный подбор диеты для детей с ДЦП Диета должна подбираттся на основании медицинских показателей ребенка, истории его болезни и результатов исследований, что позволяет скорректировать систему питания в соответствии с индивидуальными особенностями организма. Врачи порекомендуют, что именно подойдет вашему ребенку - ограничение продуктов, содержащих глютен (мука, хлебные изделия), казеин (молочные продукты), сахарозы, соли или, например, трудноусвояемых продуктов (скажем, грибов). Специалисты посоветуют способ приготовления пищи, сочетания с другими продуктами, напитками.
Что дает профессиональный подбор диеты для детей с ДЦП? У «особых детей», соблюдающих индивидуально выработанную диету, заметно улучшаются жизненные показатели: нормализуется сон, улучшается настроение и аппетит, проходят симптомы аллергии.
Родители детей с ДЦП знают, что «особые дети» испытывают также трудности с выделительными процессами. Правильно подобранный режим питания нормализует частоту и консистенцию стула ребенка. При соблюдении прописанной диеты ребенок начинает набирать вес, у него стабилизируется иммунитет, он становится менее подвержен простудным заболеваниям.
Вследствие улучшения внутреннего самочувствия, меняется и поведение ребенка — он меньше капризничает, проявляется наблюдательность, интерес к окружающему миру. Часто изменения заметны не сразу, но позитивные сдвиги происходят уже через месяц-полтора стабильного соблюдения диеты, рекомендованной специалистом.
Основной принцип работы метода TOMATIS® заключается в нейросенсорной слуховой стимуляции с обязательным использованием специализированного оборудования TalksUp®. Звуковой сигнал передается пациенту с помощью специальных наушников двумя способами: посредством вибрационного датчика, расположенного в верхней части наушников и плотно прилегающего к костям черепа и динамиков, расположенных как у обычных наушников. Таким образом мы задействуем костную и воздушную проводимость звуков и стимулируем различные отделы наружного, среднего и внутреннего уха. Ухо — это «входная дверь» в нашу нервную систему. Звуки различной высоты влияют на разные отделы уха, каждый из которых связан друг с другом и определенными отделами нервной системы. Многие помнят из уроков анатомии, что у нас есть наружное ухо, среднее и внутреннее и в их состав входят наружный слуховой проход, барабанная перепонка, наковальня с молоточком и стремечко, улитка и преддверие и т.д. Но что же скрывается за этими забавными названиями? Все это очень тонкие инструменты воспринимающие звуки, которые нас окружают, отвечающие за обработку и передачу полученной звуковой информации в головной мозг, а так же за положение нашего тела в пространстве. Каждый из отделов этой сложной системы более восприимчив к той или иной частоте звуков, каждый из них выполняет свою особую функцию и связан с определенными отделами Центральной нервной системы. Так например, низкие звуки стимулируют преимущественно преддверие и соответственно оказывают влияние на координацию, ориентацию в пространстве, регуляцию мышечного тонуса и т. д., а высокие звуки имеют наибольшую площадь воспринимающей поверхности в улитке, они стимулируют кору головного мозга, положительно влияют на внимание и память. При повреждениях и нарушениях со стороны нервной системы мы можем видеть обратную связь - повышение чувствительности к звукам различной тональности или наоборот плохое или избирательное восприятие звуков. Метод Tomatis® позволяет нам «тренировать» и гармонизировать работу слухового аппарата и тем самым оказывать обратное положительное влияние на нервную систему. Используя костную и воздушную проводимость, звуки различной высоты и неожиданное их чередование посредством системы TalksUp®, мы как-будто «удивляем» головной мозг, заставляем его работать активнее. В результате развивается познавательная и предметная деятельности, стимулируется речевая активность, пространственная ориентация, улучшается память и внимание, моторика, координация, реализуются творческие способности, стабилизируется эмоциональная сфера, ускоряется социальная адаптация.
Костюм по средствам регулируемых эластичных нагрузочных элементов обеспечивает «антигравитационное» (разгрузочное) воздействие на отдельные группы мышц, облегчая их работу, которая в нормальном состоянии невозможна или затруднена. Таким образом, происходит стимуляция проприоцептивных рецепторов и обеспечивается связь, которую мозг получает от мышц и суставов. Вырабатывается правильный стереотип движения, улучшается мышечный тонус и вырабатываются устойчивые нервные связи. Результаты использования — формирование устойчивого понимания чувства позы — исправление нарушений правильной позы и ходьбы — стойкость к физическим нагрузкам — повышение активности и коммуникативности
Способ терапии был изобретен во второй половине XX века и применялся в Австрии, Германии и Швейцарии как вспомогательная методика наряду с основным лечением. Иппотерапию через 20 лет после разработки в США признали терапией, которая позволяет улучшить физическую выносливость и когнитивные функции. Учитывая, что пациенты при общении с лошадью и во время катания на ней получают удовольствие, методика становится для них интересным времяпровождением. При иппотерапии развиваются:
уровень выносливости;
баланс тела;
ловкость;
координация;
контроль.
Иппотерапия нередко применяется в работе с детьми с двигательными нарушениями – чаще всего, с ДЦП. Ребенок эмоционально и психологически начинает чувствовать себя лучше, обучается верховой езде. В целом такие занятия способствуют:
Остеопатия для детей – отдельная область современной медицины, подразумевающая лечение с помощью биодинамических техник, то есть путем воздействия рук на анатомические структуры тела. Это совершенно безболезненный и комфортный для ребенка метод лечения и реабилитации.
Остеопатия для детей с ДЦП – это специальная мануальная техника для улучшения кровоснабжения мозга, снятия внутреннего напряжения, восстановления нормального обмена веществ и естественных связей нервных окончаний с мышцами и внутренними органами. Остеопатия, в отличие от традиционной медицины, направлена не только на снятие болезненных симптомов ДЦП, но, в первую очередь - на выяснение и устранение причины, вызвавшей их. Главное лечение ДЦП проводит врач-невропатолог. Однако остеопатические сеансы и помощь при ДЦП позволяют существенно улучшить состояние малыша, при этом происходит уравновешивание работы мозговых оболочек и улучшение кровообращения мозговых структур. Остеопат может обнаружить напряженные места на участках черепа, которые отличны от нормальных вследствие родовой травмы ребенка. Напряженность этих участков говорит о том, что есть внутрикостные нарушения, которые приводят к напряжению в тканях. Помощь остеопата позволяет устранить боль и усилить кровообращение, снять это напряжение, улучшить обмен веществ в тканях мозга, периферическую иннервацию висцеральных органов и мышц. Обладая высокой степенью чувствительности рук, в своих приемах детский остеопат кладет руку на тело маленького пациента и получает информацию о причинах заболевания. Затем доктор проводит общий осмотр остеопатическим методами. ДЦП - Остеопат способен сказать о развитии этого заболевания намного ранее невропатолога или педиатра. Он может эффективно помочь уже тогда, когда еще нет активных проявлений болезни и детские врачи обычной поликлиники пока еще ничего не видят. В Европе остеопаты говорят о том, что то, что можно устранить у малыша за пять минут после родов, через три дня можно устранить за полгода, а через месяц это тяжело ликвидировать за четыре и более лет.
Логомассаж — это воздействие на мышцы лица, губ, щек, неба и других элементов речевого аппарата, шеи и плеч руками и / или специальными инструментами (зондами, шпателями, щетками). Есть специальные вакуумные и вибрирующие аппараты, но при ДЦП эту форму используют редко. Восстанавливающий комплекс, который обычно назначают при ДЦП:
расслабляющий или тонизирующий массаж отдельных мышц;
точечный логомассаж по биологически активным участкам;
зондовый массаж — в работе используется набор специальных инструментов, которые напоминают ручки с разными наконечниками;
пассивная и активная артикуляционная, дыхательная, голосовая гимнастика;
пассивно-активная гимнастика рук.
Массажный комплекс подбирается индивидуально после диагностики. Учитывается возраст и состояние клиента.
Когда логомассаж противопоказан?
Логомассаж при ДЦП нужно проводить с особой осторожностью. Но есть условия, при которых сеансы запрещены:
простуда, грипп и другие вирусные заболевания или отдельные симптомы (кашель, повышенная температура, увеличенные лимфоузлы);
инфекционные и бактериальные заболевания вроде конъюнктивита, стоматита, дерматита;
любые нагноения, воспаления, высыпания на коже;
эпилепсия.
Во время сеанса психоэмоциональное и физическое состояние ребенка должно быть максимально хорошим. Можно ли самостоятельно провести занятие с ребенком? Манипуляции проводит логопед, дефектолог или специально обученный человек. Во многих случаях родители массажируют ребенка дома самостоятельно, но предварительно проходят обучение и действуют строго по рекомендациям курирующего их специалиста.